карта москвы

Карта метро Москвы

Схема метрополитена Москвы 2020 года. Карта московского метро:

Карта метро Москвы 2020 года



Схема развития метро Москвы:

Схема развития метро Москвы до 2020 года



Метро в Москве – больше, чем метро. Это, конечно, не роскошь, и даже не средство передвижения; московский метрополитен – это город в городе или даже государство в государстве. Ежедневно столичную подземку посещают свыше 10 миллионов человек – это больше, чем население многих стран. В начале 2020 года метро Москвы отметило 85-летний юбилей, и в честь этой даты будет нелишним вспомнить некоторые интересные факты из его истории.

За всю свою историю московское метро не работало лишь один день – 16 октября 41 года. Тогда в первый и в последний раз не были открыты входные двери вестибюлей и не курсировали под землей поезда. Дело в том, что днем ранее поступило распоряжение от Л.М. Кагановича, которое предписывало в течение трех часов разработать план уничтожения метро. Предполагалось, что вагоны и оборудование будут эвакуированы, а то, что вывезти невозможно, будет просто-напросто взорвано. К счастью, здравый смысл победил, приказ был отменен, и к вечеру следующего дня метро вновь заработало.

Известно, что в военные годы метрополитен Москвы использовался в качестве бомбоубежища: платформы и вестибюли были сплошь уставлены топчанами, настилами, детскими кроватями и другой нехитрой мебелью. Однако не каждый знает, что, помимо прочего, территория метро была обустроена самой настоящей городской инфраструктурой. Под землей открылись магазины, парикмахерские и даже библиотека на «Курской». 217 человек могут считать своей родиной не дом и не улицу, а подземные пространства – именно столько детей родилось в метрополитене во время воздушных тревог.

В 1986 году рабочие, строившие станцию «Боровицкая», обнаружили находку, из-за которой пришлось приостановить работы. На глубине пяти – шести метров был найден дом – и не просто какие-то развалины, а именно дом красного кирпича со стенами, окнами и даже домашней утварью и мебелью внутри. После остановки работ на место находки прибыла археологическая комиссия, установившая, что старинная постройка ушла под землю в результате природного катаклизма. Земля, на которой стоял фундамент, просела, и дом, подобно лифту, просто ушел вниз вместе со всем содержимым и чудом остался невредим.

В 2007 году в вестибюле «Менделеевской» был установлен бронзовый памятник бездомному псу. Поводом к этому послужило зверское убийство собаки по кличке Мальчик, которую опекали сотрудники метро. Бесчеловечный акт насилия вызвал тогда широкую волну общественного резонанса и множество публикаций в прессе. Идею установки памятника предложила инициативная группа, в состав которой входили К. Райкин, Б. Ахмадулина, В. Гафт и А. Макаревич, а средства были собраны путем добровольных пожертвований.

Однако главная собака – точнее, собаки – московского метро обитают на «Площади Революции». Там, отлитые из металлического сплава, стоят псы, приносящие не тапки и не газеты, а удачу на экзаменах. По крайней мере, среди московских студентов бытует поверье, что, потерев нос одной из этих собак, можно обеспечить себе успех на экзамене. Неизвестно, что по этому поводу думают преподаватели столичных ВУЗов, но носы собак давно стали белыми и блестящими.

«Киевская» станция кольцевой линии декорирована мозаичными панно – традиционным для советской эпохи элементом городского дизайна. Однако современному человеку в оформлении «Киевской-кольцевой» видится нечто совсем не советское. На одной из картин при желании можно увидеть, как парень, сидящий перед ноутбуком, говорит по мобильному и держит в левой руке не серп и не молот, а планшет. На самом же деле картина изображает освобождение Киева от немецких оккупантов, а парень этот – радист.

Задолго до появления в Москве метро Яков Брюс, чернокнижник, колдун и товарищ Петра I составил астрологическую карту города. По одной из версий, именно эту карту взял за основу Сталин, когда разрабатывалась планировка столичной подземки. И – совпадение это или нет – при проектировании кольцевой линии число станции на ней оказалось равным числу знаков Зодиака – 12.

Нынешние астрологи и любители всяческой эзотерики даже знают, какая станция, какому знаку соответствует: «Курская» - Овну, «Киевская» - Весам, «Павелецкая» - Близнецам, «Добрынинская» - Раку, «Октябрьская» - Льву, «Краснопресненская» - Скорпиону, «Белорусская» - Стрельцу, «Парк Культуры» - Деве, «Новослободская» - Козерогу, «Таганская» - Тельцу, «Проспект Мира» - Водолею, «Комсомольская» - Рыбам.

История Московского метрополитена

История метрополитена Москвы, подобно истории самого города, богата необычными фактами и примечательными событиями – курьезными, печальными и просто интересными.

Первое предложение о создании системы метро в Москве было представлено в 1872 году инженером Василием Титовым. В течение следующих полувека вынашивались и другие планы, но ни один из них не осуществился из-за финансовых трудностей, разрушительных последствий войны и революции.

Строительство метро в Москве началось в конце 1931 года при значительной помощи специалистов Лондонского метрополитена. Станция метро Gants Hill в восточном Лондоне была спроектирована в честь этих отношений между СССР и Англией, ее интерьер напоминает величественные колонны и сводчатые залы станций московского метро.

Первая линия московского метро была открыта в мае 1935 года, с 13 станциями между Сокольниками и Парком Культуры. Эта линия получила название "Кировско-Фрунзенский диаметр" и была окрашена в красный цвет. Вскоре после этого были добавлены еще две линии – ‘Горьковско-Замоскворецкая линия" (зеленая линия) и ‘Арбатско-Покровская линия" (синяя линия).

В честь открытия Московского метрополитена хор из 2200 работников метро Москвы устроил специальное представление в Большом театре. Было издано 25 000 экземпляров сборника песен под названием "Песни радостных покорителей метро".

Великолепие и масштаб станций, построенных в период с 1935 по 1955 год, показывают, что метро в Москве имело большее значение, чем просто транспортная система, благодаря чему оно получило подходящее описание "Дворец народа". Каждая станция была заказана по индивидуальному проекту со своей тематикой и архитектором. Только для первых 13 станций московского метро было использовано 21 тысяча квадратных метров мрамора!

Во время холодной войны были добавлены несколько "линий", соединяющих огромные убежища, складские помещения, командные центры и военные объекты, способные выдержать ядерную атаку. Эта система была известна как "Метро 2".

За последние 10 лет протяженность метро Москвы увеличилась почти вдвое, была добавлена 81 новая станция. В будущем планируется расширить 7 линий, построить 3 новые линии и интегрировать наземные службы. После этого московское метро преодолеет отметку 1000 километров!

Интересные станции метро Москвы

Московское метро является важной туристической достопримечательностью из-за красоты некоторых станций. Московское метро - легенда, а станции московского метрополитена - одни из самых красивых в мире.

Станция метро Маяковская

Эта станция была открыта в 1938 году, построена в стиле сталинского ампира с некоторыми замечательными элементами ар-деко. Платформа украшена панелями из нержавеющей стали, а пол с геометрическим рисунком выполнен из различных видов мрамора. 34 потолочные ниши содержат мозаики под названием "Один день из жизни Советского Союза", многие из которых имеют авиационную тематику, освещенные круглыми лампами, создающими впечатление люстры. Станция "Маяковская" была удостоена Гран-при на Всемирной выставке 1939 года.

Станция метро Новослободская

Известная как "каменный цветок" московского метрополитена, Новослободская уникальна своими витражными панелями, поставляемыми из Риги. Панели подсвечиваются изнутри и вставляются в гладкие арки, обрамляющие платформу. Они сочетают геометрические природные узоры с соцреалистическими мотивами, такими как идиллическая деревенская жизнь и благородные профессии. Пол сделан из гранитных плит в стиле шахматной доски, а в конце платформы есть большая мозаика, изображающая "Мир во всем мире".

Станция метро Новокузнецкая

Построенная в разгар Второй мировой войны, Новокузнецкая прославляет храбрость и силу Советов в военное время. Она оформлена в стиле римского храма с резными мраморными скамьями и красочными мраморными полами. Военные фризы тянутся по всей длине зала платформы, панно, прославляющие Города-герои Советского Союза, украшают стены, а семь мозаик, представляющих важные советские профессии, украшают потолки. Создатель мозаик Владимир Фролов отправил их в Москву по "Дороге жизни’ над замерзшим Ладожским озером. Сам он погиб в блокаду Ленинграда.

Станция метро Рассказовка

Станция "Рассказовка" прославляет литературное наследие России. Стены платформы покрыты именами самых выдающихся российских писателей и поэтов, а стены вдоль путей украшены книжными полками с известными книгами. Как библиотека из будущего, колонны платформы выглядят как картотечные шкафы - но в каждом "ящике" отображается QR-код и имя автора, что позволяет пассажирам загружать книги для своего путешествия! Хотя станция метро находится далеко от центра города, стоит отправиться в путешествие, чтобы увидеть эту уникальную станцию.

Станция метро "Славянский бульвар"

Вкус парижского метро прибыл в Москву в виде Славянского бульвара. Внутри изогнутого стеклянного вестибюля находится платформа, украшенная элементами в стиле модерн – изящными изогнутыми лампами, листьями, обрамляющими название станции, и усиками, тянущимися по сводчатому потолку.

Станция метро Площадь Революции

Внушительное убранство заполняет залы Площади Революции, ближайшей станции к Красной площади и Кремлю. Десятки статуй в стиле социалистического реализма, изображающих советских мужчин и женщин, поддерживают арки из красного мрамора, протянувшиеся по всей длине платформы, а мозаика, прославляющая 30-ю годовщину Октябрьской революции, гордо возвышается над кассой.

Станция метро Электрозаводская

Названные в честь близлежащего электрозавода, ученые-первопроходцы в области электротехники отмечаются в билетном зале станции, который украшен медальонами Майкла Фарадея, Михаила Ломоносова, Александра Попова и других. Барельефы, изображающие знаменитые профессии, украшают зал платформы, а также 318 круглых светильников, которые кажутся почти оптической иллюзией. Интересно, что окаменелости видны в красном грузинском граните стен платформы.

Станция метро "Комсомольская"

Одна из старейших и самых роскошных станций Москвы "Комсомольская" является великолепным образцом архитектуры сталинского ампира. Она была задумана как ворота в столицу, принимающие посетителей, впервые прибывающих в Москву с близлежащих междугородних станций. Рядом с мраморными колоннами и люстрами находятся мозаики, посвященные самым влиятельным фигурам в российской истории, включая Александра Невского, Минина и Пожарского, Михаила Кутузова и Ленина.

Кольцевая линия

Самая красивая линия - Кольцевая (кольцевая линия 5, коричневая на схеме метро Москвы), построенная в 1950-1954 годах. Легенда гласит, что Сталин поставил свою кофейную чашку на схему московского метро. Как только он снова поднял ее, чашка оставила коричневое пятно вокруг центра города. Никто не осмелился возразить Сталину, пятно в виде круга уже было на карте, так и была построена кольцевая линия.

Интересные факты о московском метро



Куда пойти в Москве - что посмотреть и куда сходить в Москве, интересные места и достопримечательности Москвы.

Карта Москвы онлайн

Спутниковая карта Москвы

Карта Московской области

 

Аэропорты Москвы

Вокзалы Москвы

Округа Москвы

Районы Москвы

ГИБДД Москвы


2024 © Карта Москвы